Интервью "Белгазете"
ПАВЕЛ ЛАТУШКО: “Нам не надо создавать легенду, достаточно просто поднять реально существующий исторический пласт и показать его современному обществу”.
Министр культуры Павел Латушко, согласившись на интервью “Белгазете”, фактически совершил некий акт гражданского мужества – Беларусь, таким образом, выглядит абсолютно демократичной страной, где даже независимое издание может без проблем взять интервью у министра при наличии информационного повода. Повод в данном случае веский – в ходе недавней встречи министра с главой государства было сформулировано поручение по принятию государственной программы развития культуры Беларуси на 2011-2015 годы, а также одобрена инициатива о создании при Правительстве общественного совета по развитию культуры и искусства, в который войдут «как всем известные деятели культуры и искусства Беларуси, так и представители талантливой молодежи». О нюансах этой программы, а также об актуальном состоянии белорусской культуры, Татьяна Замировская побеседовала с Павлом Паловичем Латушко.
Сложилось впечатление, что вы крайне редко даете интервью средствам массовой информации…
Действительно, бытует мнение о том, что не очень часто даю интервью печатным СМИ, но на это существует ряд причин. Долго работал пресс-секретарем МИД – там на мою жизнь уже хватило интервью. А вторая причина является основной – интервью надо давать, когда реально есть о чем проинформировать, отчитаться о том, что сделано, или представить общественности план развития сферы, которую курируешь.
Решение о создании совета очень нас взволновало – обычно, если у нас за что-то отвечают конкретные люди, потом, если что-нибудь пойдет не так, они будут виноваты?
В первую очередь надо уточнить, что создание Общественного совета – лишь один из элементов того плана действий, который мы планируем реализовать в рамках Министерства культуры в ближайшее время. Данный совет предполагается как общественно-консультативный орган, который будет оказывать помощь в выработке направлений развития культуры и искусства в нашей стране, а также в поиске подходов к решению существующих проблем. Фактор общественного мнения имеет значение и для Министерства культуры. Его планируется создать при Правительстве Республики Беларусь, но это не означает, что он заместит функцию правительства по выработке и реализации государственной политики в сфере культуры. Конечно, мы не стараемся переложить ответственность – нам важно слышать мнение различных людей работающих в сфере культуры.
Насколько различных людей?
Мы составили список – но это пока что только проект. Мы еще не обсуждали его с потенциальными членами общественного совета, но, надеюсь, они меня простят, если озвучу их публично. Наряду с известнейшими и уважаемыми деятелями культуры нашей страны – такими, как Михаил Финберг, Игорь Лученок, Ростислав Янковский, Геннадий Овсянников, Николай Пинигин, Виктор Манаев – в списке тех, кого мы хотели бы видеть в этом совете, есть и Олег Трусов, и Андрей Курейчик, и Евгений Чалышев, и Олег Хоменко. Надеюсь, что они согласятся. Видите, очень разные люди.
Какие еще важные решения были приняты в ходе встречи с главой государства?
Мы предложили создать систему национальных преференций для культуры страны. Одним из ее элементов является введение льготного налогообложения для тех, кто вкладывает деньги в сферу культуры (меценаты, спонсоры), а также для учреждений культуры. Фактически, посредством данного шага мы планируем создать новое культурное поле – т.к. частный капитал сможет финансировать создание новых проектов и реализацию новых идей в сфере культуры. Мы должны понимать, что в нашей стране существует латентная культура, но мы, к сожалению, не можем ее увидеть. Мы пытаемся создать условия для конструктивного проявления этой латентной сферы. Когда государство через проектное финансирование даст проявить себя людям, которые не попали в госучреждения культуры, мы будем поражены тому, сколько появится новых имен.
Каким образом, принимая решения в области политики культуры, вы формируете свое мнение о том, что в культуре происходит? Через какие медиа эта информация к вам поступает? И посещаете ли вы места, связанные с актуальной культурой – галерею «Ў», например…
Прежде всего, формирую мнение исходя из собственного восприятия того, что увидел и посетил - как министру культуры мне приходится часто бывать на различных культурных мероприятиях.
В галерею «Ў» я заходил – великолепная галерея; очень важно, что подобные проекты появляются у нас в стране. Если же говорить о влиянии СМИ на министра культуры, то, разумеется, я читаю газеты, для меня важно, как там оценивают развитие сферы культуры. В Национальной Библиотеке регулярно готовят обзор прессы страны в сфере культуры – там есть публикации как государственных, так и негосударственных изданий. Читаю все.
Составляя план о развитии культуры в ближайшие годы, думали ли вы над тем, как сделать так, чтобы творческая молодежь больше доверяла государству? Многие талантливые молодые люди стремятся в первую очередь отсюда уехать…
Одно из направлений, поддержанное Главой государства, реализация специальной программы обучения и стажировок студентов вузов сферы культуры за рубежом, приглашение ведущих иностранных преподавателей в наши вузы. Прежде всего, это касается практических профессий – режиссеры, операторы, звукооператоры... Я думаю, что это серьезным образом простимулирует развитие высшего образования в сфере культуры. Но, конечно же, нужна контрактная основа – ведь студент должен «вернуть» государству то, что в него вложено, реализуя полученные умения и навыки на благо собственной, а не чужой, страны. Нам важно создать условия, чтобы возвращались талантливые люди.
Белорусская культура, которая идет на экспорт, представляя нашу страну за рубежом, и культура для «внутреннего пользования», которая обслуживает эстетические потребности населения – должны ли совпадать эти категории? И какой из них вы уделяете больше внимания?
Это во времена Советского Союза существовал знак качества для определения товара, который создавася на экспорт. Для нас принципиально важным является обеспечение достойного представления белорусской культуры как внутри, так и за рубежом. С другой стороны, у белорусов существует ментальная проблема. Она заключается в том, что белорус, к сожалению, критично оценивает свою культуру, но когда он видит успехи ее представителей за рубежом, у него срабатывает ментально: если какого-то деятеля культуры приняли на парижских подмостках, уважение к нему повышается. В рамках плана развития культуры Беларуси на ближайшие пять лет есть проект о создании пяти культурных центров Беларуси за рубежом. А внутри страны для нас принципиально важным является – не в ущерб другим культурам – пойти путем национальных преференций. Это не значит, что культура будет именно национализироваться – просто будет усиливаться роль белорусской культуры в жизни общества. В данном контексте понятие белорусской культуры достаточно широкое – в него, к примеру, может входить и исполнение белорусским симфоническим оркестром музыки Шопена или Шостаковича. Белорусская культура многогранна и неоднозначна. Но, конечно, палац беларускай культуры можна пабудаваць толькі на гістарычных мурах.
Насчет экспорта нашей культуры – может быть, планируется создание фондов, которые могли бы этому способстовать? Во всех европейских странах такая программа есть – там оплачивают гастроли своих артистов по Европе, например.
То, что государство не помогает в реализации подобных проектов – это иллюзия. Министерство культуры и управления культуры в регионах нашей страны систематически оказывают финансовую поддержку по участию наших артистов в различных международных конкурсах и фестивалях – все это финансируется из государственного бюджета. Еще одна иллюзия – о том, что мы не выступаем за рубежом. Если взять только наш балет – за последние годы он выступал и в Корее, и в Голландии, и в Италии. Однако этого недостаточно. Ключевым разделом нашей программы “Культура Беларуси” будет продвижение белорусской культуры за рубежом.
Охватываться этой программой будет не только академическое искусство вроде балета и оперы, но и масс-культура?
Разумеется. Скорей всего, на развитие музыки окажет влияние еще тот факт, что в стране скоро появится национальная музыкальная премия (и национальная театральная премия также). Это решение уже поддержано руководством страны.
Продвижение нашей культуры за рубежом должно быть связано с брэндами, которые будут четко опознаваться и ассоциироваться с Беларусью – вроде «Песняров» и «Славянского Базара»… Но это ностальгические брэнды, а новых пока что не появилось.
Брэнды необходимы! Нужна реклама культуры нашей страны за границей – так, как это делают и Хорватия, и Македония, и Грузия, и Украина. Важно, чтобы на CNN или Euronews появились ролики о Беларуси – и мы над этим работаем. Мы хотели бы, чтобы появились хорошие рекламные споты о нашей стране на ведущих европейских каналах; это будет способствовать притоку туристов. В качестве примера можно назвать проект «Беларусь – краіна замкаў». Кто-то говорит, что в Европе замков больше, но, знаете, из последних 15 лет 10 прожил за границей, и только последние несколько лет много ездил по Беларуси – и был потрясен увиденным. Какое количество памятников истории и культуры находится в нашей стране! О них мы, к сожалению, мало знаем – это уже вопрос информирования общества посредством СМИ. Мы можем гордиться тем, что, например, в Жемыславле находится абсолютно идентичная, только небольшая, копия Варшавском Дворце в Лазенках - и таких объектов у нас очень много. Невозможно, конечно, быстро восстановить все, что находится на нашей земле – многое пришло в плачевное состояние. Но то, что уже делается в последние годы в этой области в Беларуси, невозможно сравнить ни с одним периодом развития страны, в том числе с периодом БССР.
Кстати, по поводу «Песняров». Вчера мне предложили повезти «Песняров» на «Дни культуры». Сказал – нет. «Песняры» должны ездить с гастролями и зарабывать в тех странах, куда мы ездим с «Днями культуры» - потому что их в этих странах уже знают. А на «Дни культуры» мы повезем тех, кого там не знают. Это рискованно, мне сказали. Но мы будем рисковать. Это шанс для тех людей, которым мы даем возможность выступить на хорошей площадке в европейской стране.
Какими явлениями белорусской культуры лично вы восхищаетесь? Если бы, например, у вас гость страны спросил, что в Беларуси есть уникального, чем можно гордиться, вы бы ему что сказали?
Этот вопрос поставлю сам себе – может ли министр культуры в театре или на концерте восклицать «Браво» тому или иному артисту? Могу ли я сказать, что этот художник наиболее близок моему сердцу? Наверное, это было бы неправильно, потому что я должен быть максимально объективен. Хотя так часто хочется это воскликнуть. В то же время, мои личные вкусы достаточно классические – например, когда ко мне приехал друг, я, разумеется, сразу повез его в Мирский и Несвижский замок. Мы можем гордиться тем, что у нас уже в 17 веке появились первые оперы, в 1750 году в несвижском театре Уршули Радзивилл также были поставлены оперы, затем Слоним, Шклов… Конечно, повел друга и в Купаловский театр, потому что там потрясающая театральная труппа, и я тоже ей горжусь. Еще лично я получаю огромное наслаждение, когда посещаю Горьковский театр. И недавняя дискуссия, связанная с постановкой там пьесы Курейчика «Пане Коханку» меня очень порадовала – тем, что была диаметральной. Культура живет только тогда, когда существуют различные точки зрения. Я с удовольствием посещаю и Большой Театр, и горжусь не только стенами и внешним видом этого уникального объекта, но и балетной школой, созданной Валентином Елизарьевым. Этот список можно продолжить и потрясающим симфоническим оркестром под управлением Александра Анисимова. В общем, показать у нас есть много чего – начиная с истории и продолжая современностью. И в будущем, убежден, появится много интересного.
Например?
Один из проектов, о котором мы сейчас думаем – создание центра современных искусств. Все столицы наших «соседей» имеют подобные объекты, а мы, к сожалению – нет. Я недавно посетил подобное учреждение в Москве – центр современного искусства «Гараж». Я был потрясен – прямо мурашки по телу. Мы уже начали дискутировать на эту тему с председателем горисполкома, и надеюсь, что мы найдем взаимопонимание и подобный объект появится в нашей стране. Так мы создадим возможность проявить себя не только современным художникам, но и дизайнерам, и архитекторам, сможем предоставить сцену экспериментальным театрам, видеоарту. Это пока что только мечта. Можно ли мечтать министру? Я думаю, что немного можно.
В белорусской культуре существуют какие-либо явления, за которые вам стыдно? Такие, которые уж лучше как-нибудь «свернуть».
В культуре ничего «сворачивать» нельзя. Чем больше в культуре свободы, тем больше возможностей появления чего-то талантливого. Я бы ни в коем случае не ограничивал никакое проявление творчества – каждый человек имеет право на самореализацию. А оценку должно давать общество. Если люди не пойдут на выставку художника, я думаю, что в следующий раз он подумает над тем, стоит ли делать такую выставку; если режиссер поставит неудачный спектакль, то он провалится. Я думаю, что здесь применим подход либерального рынка – все определяет зритель. Представляет все талантливый человек, а определяет зритель.
Но вам не кажется, что нынешние сложности в отношениях интеллигенции и государства чем-то похожи на аналогичное состояние в культуре в советское время, в 20-е и 30-е годы?
Не совсем понятна логика этого вопроса. Но даже если мы возьмем 20-е годы именно в БССР в области культуры и искусства, то этот период, скорей, можно считать периодом контролируемого возрождения культуры. Тогда на государственном уровне появилась поддержка большого количества писателей, литераторов, были огромные тиражи, был создан ИнБелКульт, поддерживались белорусские театры. Если сравнивать с этой точки зрения.
Госзаказы в области искусства – распространенная практика в Беларуси?
Госзаказы в сфере культуры – нормальная и распространенная практика во всех странах, мы, конечно же, например, заказываем пьесы у наших драматургов и финансируем постановки в театрах, чтобы развивалась белорусская драматургия. Что касается госзаказа в сфере изобразительного искусства, министерство в прошлом году рассчиталось с долгами за пятилетний период со всеми художниками нашей страны; я надеюсь, таких долгов больше не будет появляться. Но здесь, конечно, необходим системный подход – для чего мы покупаем эти произведения? Создаем ли коллекцию современных художников? Или периодически покупаем то, что попадается нам под руки? Мы должны серьезно проанализировать, на что тратятся эти деньги. Я могу впервые озвучить нашу новую идею – осуществить государственный заказ на закупку произведений к юбилеям наших писателей – Купалы, Коласа, Богдановича. Это не должны быть именно портреты – просто что угодно, связанное с их жизнью. Это шанс в том числе и для молодых художников. Так что государственный заказ будет, и поддержка – начиная со следующего года – планируем, что будет увеличиваться.
Господдержка может распространяться и на частные учреждения культуры. Министерство культуры в этом году уже профинансировало три постановки Современного художественного театра. Но эта деятельность должна осуществляться, прежде всего, по проектному и конкурсному выбору.
Довольны ли вы тем, насколько интенсивно происходит возрождение образа белорусских классиков в национальном самосознании Беларуси?
Каждый народ создал хотя бы одно гениальное произведение. У нас этим гениальным произведением является язык. Я недавно прочитал критику в адрес Министерства культуры о том, как мы реализуем план мероприятий по празднованию юбилея Короткевича. Вообще, лично я считаю, что Короткевич и Быков – самые выдающиеся литераторы второй половины 20-го столетия, трудно найти более ярких личностей. Их произведения являются классикой нашей литературы. А значит, актуальны и сегодня. Что касается юбилея Короткевича, то мы обязательно реализуем то, что запланировали – просто это сложный процесс, в том числе и в финансовом плане. Мы обязательно снимем фильм «Каласы пад сярпом твоим» - сценарий уже представлен в Министерство культуры, и мы вернулись к идее снимать этот фильм с Николаем Пинигиным. Будет и памятник Короткевичу в Киеве, и издание его книг на иностранных языках. Аналогичные подходы будут осуществляться при проведении юбилеев Богдановича, Купалы и Коласа. И недавний юбилей нашего живого классика Рыгора Бородулина тоже не должен остаться незамеченным - классиков надо уважать и любить, когда они рядом. Конечно, такую работу стоило бы проводить не только к юбилеям. Мне хотелось бы, чтобы на улицах нашей страны появились баннеры, не только рекламирующие косметику, но и говорящие о том, что стоило бы перечитать Короткевича. Нужно проводить информационную политику таким образом, чтобы в сознании людей появилось убеждение, что наша культура очень богатая, глубокая, что когда мы, например, говорим о том, что «Богданович – это белорусский Лермонтов», мы на самом деле имеем право и предполагать, что Лермонтов – это русский Богданович. Надо говорить о том, что мы – полновесная часть европейской культуры. Когда мы в это поверим, тогда и наступит реальное возрождение белорусской культуры.
По вашему мнению, на какой стадии развития находится сейчас белорусская культура? В какой точке, в каком периоде?
Целый ряд стран на определенном этапе исторического развития шел путем создания легенд о собственной истории и культуры – чтобы воспитывать у народа патриотизм, и чтобы граждане, живущие на некоей земле, будто врастали в нее корнями. Нам не надо создавать легенду – достаточно просто поднять реально существующий исторический пласт и показать его нашему обществу. И на этой основе построить современную белорусскую культуру. Наша культура слишком многоплановая, неординарная, неоднозначная. Она оптимистична и критична, она дает желание жить, творить, и я убежден в том, что это желание переборет все другие настроения.