Министерством юстиции внесен в Правительство Республики Беларусь проект Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь о браке и семье» (далее — Проект).
Проект вносит изменения в Кодекс Республики Беларусь о браке и семье (далее - Кодекс) в соответствии с практикой его применения, а также с необходимостью приведения его положений в соответствие с законодательными актами.
Так, по инициативе Министерства юстиции в проекте в новой редакции излагается статья 13 Кодекса «Брачный договор», а также Кодекс дополняется новой статьей 13¹ «Форма и порядок заключения Брачного договора». Изменения позволят разрешить проблемы, возникающие на сегодняшний день при заключении Брачных договоров: более четко прописываются условия, которые могут содержаться в Брачном договоре (условия имущественного и неимущественного характера, взаимные права и обязанности супругов и т.д.), определяется момент прекращения действия Брачного договора и условия его изменения или расторжения. Кроме того, предусматривается что лица, вступающие в брак, и супруги могут заключить Брачный договор в любое время и в определенном ими объеме прав и обязанностей. Например, в действующей редакции статьи 13 Кодекса установлено лишь, что Брачный договор подлежит нотариальному удостоверению. Вместе с тем, в соответствии с законодательством Брачные договоры, в которых содержатся условия перехода прав на недвижимое имущество подлежат еще и государственной регистрации. Из-за отсутствия требований о государственной регистрации в Кодексе на практике возникали ситуации, когда граждане своевременно не регистрировали такие договоры, что влекло впоследствии соответствующие проблемы.
В проекте предлагается изменить срок регистрации заключения брака - не ранее чем через три дня со дня обращения (в настоящее время не ранее чем через пятнадцать дней). Закрепляется, что до истечения трехдневного срока брак может быть заключен в случаях, обусловленных беременностью или наличием общего ребенка или при наличии иных особых обстоятельств.
В целях защиты интересов детей при расторжении брака родителей проектом предлагается предусмотреть, что обязательным условием при расторжении брака в случае отсутствия Брачного договора, содержащего положения относительно воспитания и содержания детей, будет обязательность заключения родителями Соглашения о детях. Если Соглашение о детях отсутствует и если вопросы содержания и воспитания не урегулированы Брачным договором, то на суд возлагается обязанность, при вынесении решения о расторжении брака определить, при ком из родителей и кто из детей остается, порядок участия в их воспитании отдельно проживающего родителя. Такие меры будут способствовать повышению ответственности родителей, предупреждению конфликтных ситуаций, решению вопросов взаимоотношений между ними путем заключения Брачного договора или Соглашения о детях.
Для устранения злоупотребления иностранными гражданами и лицами без гражданства правом получения разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь Кодекс дополняется статьей, устанавливающей конкретные основания для признания браков иностранных граждан или лиц без гражданства, заключенных исключительно в целях получения разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь недействительными: например, когда супруги не могут сообщить единых сведений в отношении персональных и иных данных друг друга, близких родственников друг друга, обстоятельств их знакомства и семейной жизни, а также не говорят на понятном им языке.
Место жительства должника не должно влиять на размер задолженности по алиментам. Исходя из интересов детей, которые не всегда проживают в одной местности с должником, предлагается определять задолженность по алиментам исходя из средней заработной платы работников в республике, а не для данной местности, как это установлено сейчас.
В новой редакции излагаются положения, определяющие порядок осуществления патронатного воспитания и воспитания ребенка приемными родителями, родителями-воспитателями детских домов семейного типа. В частности, предусматривается, что обязанности патронатного воспитателя выполняются безвозмездно.
Важно, что осуществление контроля за выполнением возложенных на приемных родителей, родителей-воспитателей детских домов семейного типа обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей в соответствии с проектом является не правом, а обязанностью органа опеки и попечительства.
В настоящее время регистрация заключения брака производится органами загса по месту жительства одного из лиц, вступающих в брак, или их родителей. В целях упрощения порядка регистрации заключения брака, а также в связи со спросом граждан на регистрацию за пределами помещения органа загса (например, возле памятников архитектуры, на природе, других местах) по инициативе Министерства юстиции предлагается производить регистрацию заключения брака в любом органе загса, а также по желанию лиц, вступающих в брак, за пределами помещения этого органа.
Проект предусматривает регистрацию в органах загса браков между иностранными гражданами, хотя бы один из которых имеет разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь. Таким образом, в дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств будут регистрироваться только браки между иностранными гражданами, временно пребывающими и временно проживающими в Республике Беларусь.