Бизнес не обязательно создавать с нуля - можно купить
готовый, реально работающий. Особой популярностью сейчас пользуются салоны
красоты и кафе. Нередко их приобретают предприниматели для своих жен, чтобы тем
было чем заняться. Высокий спрос существует также на автомойки, автосервисы и
рестораны - покупатели руководствуются желанием вложить средства в готовое
предприятие, чтобы иметь интересное дело и стабильный источник дохода.
Если у вас есть предпринимательские амбиции и 10-20 тысяч
долларов, с которых вы хотите настричь больше, чем даст банк на валютном
депозите, вы можете купить маленький пункт видеопроката или ремонт обуви. И
тогда уже вы не рантье, а честный предприниматель, дерзнувший своими
инвестициями и трудом преумножить свое состояние.
Многие предприятия после покупки требуют дополнительных
финансовых вливаний, чтобы от них был толк. Поэтому надо учитывать, что цена
такого способа стать предпринимателем складывается из двух составляющих.
Во-первых, это стоимость приобретаемого бизнеса. Во-вторых, стоимость
инвестиционной программы (необходимые затраты на развитие дела).
Но на рынке можно подобрать себе такой бизнес, который не
требует абсолютно никаких дополнительных вложений. Просто один хозяин из дела
как бы изымается, а другой оказывается на его месте - продолжает рулить
процессом и извлекает доход. К примеру, недавно таким образом за 35 тысяч
долларов был продана мини пекарня. Весь бизнес-комплекс (включая оборудование,
арендуемые площади, сырьевые и товарные запасы, трудовой коллектив, договора с
поставщиками и потребителями) перешел к новому владельцу.
Белорусы обычно ориентируется по цене, останавливая свой
выбор на том, что ему по карману, а не на том, чего хотелось бы. На рынке
готового бизнеса (а такой уже вполне оформился) ситуация несколько иная. Здесь
покупатель судит не столько по цене, сколько по своим способностям, рассуждая
так:
• этот бизнес мне понятен, я справлюсь;
• это мне по силам и по карману.
Согласно статистики компании «Бизнес для Вас»,
специализирующейся на продаже действующих предприятий, показывает, что самыми
привлекательными в сфере малого бизнеса являются предприятия торговли, сервиса
и услуг.
Руководитель проекта продажи готового и действующего бизнеса
Щось Денис Александрович считает, что наибольшей популярностью сейчас
пользуются предприятия торговли, салонный бизнес, сферы питания, банный, услуги
СТО и Шиномонтажей. Ведь эти направления бизнеса как всегда остаются
прибыльными не зависимо то экономических ситуаций в стране.
Часто покупают рестораны или кафе, условно говоря, в клубных
целях - чтобы было место, где можно посидеть с друзьями или партнерами.
"Свой ресторанчик" - этакий пикантный аксессуар в джентльменском
наборе современного капиталиста и к таму же неплохой доход .
Если квартиру или машину человек в состоянии оценить сам, то
при покупке бизнеса без квалифицированного бизнес брокера не обойтись. И дело
не только в том, что здесь потребуются специальные знания, но и в том, что
информацию о положении дел на предприятии нужно грамотно извлечь (а она может
быть спрятана) и правильно интерпретировать.
Главным фактором определения стоимости предприятия является
его чистая прибыль, причем не бухгалтерская, а те деньги, которые хозяин может
снимать с предприятия.
Кстати, по наблюдениям экспертов, расхождение между
"белой" и "управленческой" бухгалтерией есть абсолютно на
всех предприятиях. Конечно, фирмы стремятся работать как можно легальнее. Но
даже самым умным, по оценкам консультантов, удается вывести "в белую"
не более 80% своего бизнеса.
Вторым по важности показателем, влияющим на стоимость
бизнеса, считается срок, в течение которого бизнес будет приносить деньги.
Кстати, бизнес на арендуемых территориях стоит дешевле и
"отбивается" быстрее, но имеет больше рисков, связанных с
ненадежностью аренды. Специалисты расходятся в оценке такого явления, как
гудвил (нематериальные активы фирмы, состоящие из брэнда, деловых связей,
таланта работников, собственных ноу-хау и т. п.). Для малого бизнеса, конечно,
гудвил не так существенен, как в больших корпорациях, тратящих на продвижение
брэнда огромные средства.
Нормальным для малого бизнеса признается срок окупаемости
приобретенного предприятия, равный полутора годам.
Самый щекотливый и сложный вопрос - как отдать деньги и
вступить в право впадения новым бизнесом. Очень хочется, чтобы между двумя
этими актами не было слишком большой или даже непреодолимой дистанции.
Необходимо сказать, что риски, в том числе криминальные, здесь
действительно есть. Неправильно оформленные документы и договора в процессе
купли-продажи бизнеса, в будущем могут вылиться огромными проблемами, которые
могут привести к ликвидации компании и огромным штрафам. Этот вопрос более
подробно обсудим в отдельной статье.
Риск же неисполнения обязательств по сделке купли-продажи
бизнеса, то есть невыплаты денег или неполучения прав на бизнес, при грамотном
посреднике (компании специализирующейся на сопровождении сделок купли-продажи
бизнеса) с хорошей репутацией в принципе сводится к минимуму. Нормальный
посредник изучает историю предприятия, собирает информацию из области
безопасности. Обычно он отвечает за всю документацию и проводит сделку.
Деньги передать легко. Собственность на бизнес - несколько
сложнее. С юридической точки зрения, существуют четыре формы покупки-продажи
бизнеса.
Первой и основной является замена учредителей в ООО, ОДО
либо в ЗАО - то есть в юрлице, владеющем бизнесом.
Второй способ - создание нового юрлица и передача ему
активов, связанных с покупаемым бизнесом.
Третья форма, предлагаемая законом, - продажа предприятия
как имущественного комплекса. Но таких случаев, когда предприятие было бы
зарегистрировано как имущественный комплекс, немного.
Есть и четвертый - для вымирающих. Это продажа через
ликвидацию. Речь идет, конечно, о дружественном банкротстве.
Фактор знакомства для белорусского бизнеса остается очень
важным. И покупатель с продавцом часто нуждаются в рекомендациях третьих лиц,
лично знакомых со сторонами.
К затратам, возникающим в ходе сделки, следует отнести и
налоги. Умный посредник, конечно, поможет их минимизировать. Нередко стороны
идут на юридический риск, занижая формальную стоимость бизнеса, либо
договариваются поделить бремя налогов.
Таким образом если вам важна репутация и чистота сделки
купли-продажи бизнеса, лучше её проводить со специалистами в этой области.
1768.