На начальном этапе любой здравомыслящий предприниматель окрылен предстоящей реализацией своих бизнес
идей на практике. Он бросает зернышко в землю и ждет, когда растение начнет
приносить плоды. Этот процесс весьма сложный и многогранный. Ведь для того, чтобы
растение росло за ним нужно правильно ухаживать, иначе оно просто завянет. Так же и
в бизнесе. Не успел во время удержать штурвал своего корабля, и начались
проблемы. И тут уже события могут развиваться по-разному: либо вы сами
пытаетесь все исправить, либо закрываетесь, либо ищите кого-то более
предприимчивого и продаете ему свое дело.
Итак, бизнес не получился, либо вы решили
переориентироваться на другое направление, либо просто устали и хотите
отдохнуть. Но затрачены деньги, которые надо бы вернуть. Давайте попробуем
определить ключевые признаки, по которым
будет заметно, что бизнес пора продавать.
Экономические причины
Предприятие перестало приносить прибыль, расходы не
покрываются доходами. Вот и получается как в анекдоте:
Стоит еврей на рынке, продает грецкие орехи.
- Почем орехи, дорогой?
- По три пятьдесят.
- А почем брал?
- По три пятьдесят.
- А почему продаешь?
- Мне нравится шорох орехов.
Поэтому, чтобы не доводить до отсутствия шороха денежных
купюр в кармане, лучше постараться продать дело, чтобы выручить хоть какую-то
прибыль.
Организационные
причины
Трудности прийти к какому-то общему решению с партнерами по
бизнесу, либо распад семейного дело в силу различного рода обстоятельств
(развод, смерть и т.п.)
Либо вам не удаются подобрать хороший коллектив. Вы вынуждены постоянно прилагать большое
количество усилий для стимуляции работников, изобретать эффективные схемы
управления командой.
А может Вам просто не удается наработать клиентскую базу,
или найти ответственных поставщиков, или вы не можете противостоять
конкурентам, тогда тоже возникает повод задуматься: «Может пора бы продать
фирму, пока она не стала убыточной, а самому попробовать что-то новое?!»
Производственно-коммерческие
причины
Продукция или услуги, которые вы предлагаете стали не
востребованы, например, по причине их массовой распространенности. Или у вас не хватает средств на периодическое
обновление оборудования и появление каких-либо новинок. К внешним причинам можно отнести
экономическую ситуацию в стране, так как в силу кризисного периода, спрос на те
или иные товары и услуги у потребителей может изменяться. И тут уже остается либо ждать у моря погоды, либо
принимать кардинальные решения.
Психологические причины
Здесь может быть множество граней и тонкостей. Начиная от того, что вы просто
не комфортно чувствуете себя в роли руководителя или устали нести бремя
ответственности за своих сотрудников, и, заканчивая тем, что вы просто решили заняться чем-то новым, у вас появились
совершенно другие проблемы и заботы, поэтому вы принимаете решение о продаже
дела.
Всех причин учесть невозможно, каждое решение индивидуально
и обосновано в силу сложившихся обстоятельств. В любом случае, если вы
собираетесь продать бизнес, то это обусловлено внешними либо внутренними
факторами функционирования организации.
Но перед тем, как принять окончательное решение, стоит
учесть ситуацию и ответить на вопрос: «А выгодно ли продавать бизнес сейчас,
или все же стоит подождать?» И вот здесь
нужно быть грамотным стратегом и тактиком, чтобы не попасть впросак. Ведь если
бы в 90-х в Беларуси произошла приватизация, то были бы утрачены крупнейшие
предприятия за бесценок. Сейчас же они стоят гораздо дороже, и продажа одного
«Беларуськалия» дает стране возможность погасить внешний долг. Поэтому как поется в известной песне:
«Думайте сами, решайте сами, иметь или не иметь…»
2364.