Московский рынок производителей продуктов питания является четко структурированным, но, тем не менее, остается
привлекательной нишей для инвесторов. Это обусловлено не только ростом
количества столичных жителей, но и увеличением их покупательской
способности, а так же ростом самого рынка продукции, относительно
небольшими затратами, быстрой окупаемостью, сравнительно не высокими рисками
данного рода бизнеса.
Большая часть кондитерского рынка России принадлежит крупным
местным производителям, представленными фабриками еще советских времен, и
выпускающих продукцию с традиционными вкусами. Часть из них относительно успешно работает и сейчас,
другие еле сводят концы с концами. Сроки
окупаемости таких объектов довольно велики, поэтому интерес такие предприятия могут вызывать только у
крупных инвесторов и продовольственных холдингов. 1350 тыс. долл. такова средняя стоимость такого бизнеса.
Вторую группу предприятий кондитерской отрасли
представляют небольшие цеха (в основном
при ресторанах, кафе), которые так же остались с давних времен. Большая часть
из них закрылись, остальные же не имеют особой прибыли (средняя прибыль
предприятия около 3 тыс. долл. в месяц). Спрос на такие компании практически
отсутствует, да и сами собственники
редко подозревают о возможности продать свое дело.
Самая многочисленная группа включает в себя вновь созданные
производства. Они то и являются наиболее привлекательными для инвесторов. Вот некоторые характеристики такого
предприятия: 300 до 4000 кв. м. занимает производственная площадь, количество
работников может варьировать от 40 до 250 человек, прибыль — от 10 тыс. до 80 тыс. долл. в
месяц.
В структуре кондитерского рынка традиционно выделяют
следующие сегменты: сегмент мучных
кондитерских изделий (вафли, кексы, торты, пирожные и т.п.) и сегмент сахарных кондитерских изделий
(конфеты, шоколад, зефир, халва и др.).
Что касается сегмента сахарных изделий, то в нем работают
большое число как отечественных, так и западных производителей, которые имеют возможность
купить современное оборудование и тратить деньги на рекламу своей продукции.
Войти в эту сферу частному лицу весьма затруднительно, только если у него нет
предложений по выпуску «уникальной продукции». Так, к примеру, в Москве
существует ряд малых фирм, которые заняты производством восточных сладостей под
непосредственным контролем зарубежных специалистов.
Рынок мучной продукции более перспективен, правда
изготовление каждого из ее видов имеет свои специфические черты. В сфере
производства тортов имеются максимальные возможности для развития.
В России мучные
кондитерские изделия, в частности особенно торты, занимают первое место по
продажам среди сладостей всех иных видов. Возможно, этому способствует
благоприятная конкурентная среда, точнее отсутствие непосредственно конкуренции
с импортными товарами (7% к 93% таково соотношение импортной и отечественной продукции в данной отрасли).
Некоторые компании изготавливают только один вид продукции,
часть кондитерских изделий выпускается на хлебозаводах и небольших цехах.
Как же создать свое производство?
Подбор и подготовка
помещения
Что касается ситуации в России, то по причине постоянного
роста арендных ставок в черте Москвы, производители вынуждены искать помещения
за ее пределами. Средняя ставка арендной платы в ближнем Подмосковье составляет
до 50 долл. за 1 кв. м в год. Для того,
чтобы запустить производство средних размеров потребуется помещение площадью
800–1200 кв. м. Стоит также учесть затраты на ремонт и переоборудование
помещения в соответствии с требованиями
санитарноэпидемиологических и гигиенических норм.
Закупка оборудования
Здесь все зависит от производителя, если приобретать
отечественное оборудование, то затраты будут не столь большие. Цена кремовзбивальной машины отечественного
производства находится в пределах 1,5
тыс. долл., столько же будет стоить специальный миксер. Цена тележек,
форм, столов, весов, ванн, кастрюль и т.п. составит 12–17 тыс. долл.. Холодильные, жарочные шкафы обойдутся в 6–8
тыс. долл. В 8- 15 тыс. долл. выльются затраты на мебель и оргтехнику.
Документация
(перечень взят из статьи «Инвестиции
в кондитерский бизнес»)
• Санитарноэпидемиологическое заключение о соответствии
производства государственным санитарным правилам и нормативам и приложение к
нему (ассортиментный перечень производимой продукции).
• Программа организации и проведения производственного
контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением
санитарнопротивоэпидемических (профилактических) мероприятий при производстве
кондитерских изделий.
• Сертификаты соответствия продукции требованиям нормативных
документов.
• Санитарный паспорт объекта, подлежащего дезинсекции и
дератизации, и договор на дезинсекцию и дератизацию помещения.
• Заключение органов Государственной противопожарной службы
о соблюдении на объекте требований противопожарной безопасности.
• Если есть транспортные средства для вывоза продукции —
санитарные паспорта на транспортные средства.
• Документы на ККМ: карточка регистрации ККМ, паспорт версии
модели ККМ, договор на техническое обслуживание ККМ.
Организационная
структура
В большинстве случаев, в штат компании входит не менее 20
человек, чаще всего около 50 чел. В
области подбора персонала существует две основные проблемы:
1.
Недостаток специалистов пищевого производства, и
их низкий уровень подготовки. Чаще проще взять человека без опыта и всему
обучить.
2.
Для данной сферы характерна текучка кадров, это
обусловлено не очень высокой оплатой труда. Средняя заработная плата
кондитера по России всего
200–300 долл. в месяц.
Следует помнить о том, что даже при грамотном руководстве,
соблюдении всех норм и правил, необходимо определенное время, чтобы ваша
продукция полюбилась потребителям. Поэтому окупится такое предприятие в лучшем случае через 2,5–3 года, но
это особенность не только кондитерского предприятия. Зато открывая компанию
подобного рода, вы точно знаете, что покупатели у вас в любом случае будут.
Сладкоежек хватает в любой стране, да и праздники, торжественные мероприятии,
да и просто походы в гости к друзьям никто не отменял…
1523.