Стив Бланк является
венчурным инвестором из Кремниевой долины. За 21 год ему удалось создать 8
компаний, и только 2 из них провалились. Родина родителей Бланка – Россия, куда он и приезжал в сентябре этого
года. За время своего визита ему удалось познакомиться с рядом стартапов. Вот какие советы он им дал.
Упор на идее
Не стоит думать, что успех всей вашей компании зависит
только от хорошей презентации идеи. Показать презентацию, подробно описав свои
мысли и предположения, это не значит
получить инвестиции. У всех есть идеи, но не все они могут приносить деньги.
Поэтому, когда вы приходите на встречу с потенциальным инвестором, одного
энтузиазма мало. Лучше уже иметь наработки, которые реально показывают, что на
вашем проекте можно зарабатывать. Правда
Бланк говорит о том, что в России было много хороших презентаций, действительно
заслуживающих внимания.
Копирование бизнес - модели крупной
компании
Ошибочно полагать, что стартапы представляют собой
микромодели больших компаний. Крупные компании пользуются популярными и
успешными бизнес – моделями, в то время как старперу просто жизненно необходимо
искать что – то новое: новые рынки, технологии, модели, услуги и т. п. 90% стартапов так и уйдут с рынка, не успев
найти свою нишу. И только оставшиеся 10% заработают сотни миллионов долларов.
Неверная оценка рисков
Главное, что
вы должны доказать инвестору, так это то, вы учли все риски и знаете, как их
можно минимизировать. Риски могут быть потребительские, связанные с клиентами.
Ведь часто в интернете стартапы терпят неудачу не из-за того, что у них нет веб
- сайта, а из-за недостатка клиентов.
Неумение учиться у потребителей
Чтобы инвестор был готов вложить деньги в ваш проект, он
должен понимать, как быстро бизнесмен может научиться у потребителя и рынка.
Ведь если вы будете просто сидеть и следить за тем, что происходит на рынке, вы
ничего не добьетесь. Вы не просто должны мгновенно отвечать на реакции клиента, вы должны их предугадывать.
Соответственно, ваше дело постоянно
будет претерпевать изменения, на которые вам придется реагировать.
Инвестор — не богатый дядя
Когда вы
готовитесь к встрече с инвестором, готовите презентацию, то помните, что
человек, к которому вы идете гораздо опытнее вас. Он пережил как поражения, так
и успехи, это тоже ценность для вас. Вы сможете перенять у него знания. Опытный
инвестор в день просматривает до тысячи стартапов, проводит десятки отборов.
Вам нужно понимать, что просто так денег никто не даст. Ведь вкладывая деньги в
той или иной проект, инвестор хочет их преумножить, а не просто выбросить на
ветер.