Сейчас появилась много литературы о том, как грамотно
управлять персоналом. Вопрос мотивации работников всегда стоял на первом месте,
да и это понятно. Мы, наконец, пришли к осознанию того, что люди готовы
работать много и эффективно, но за это они хотят получать достойную оплату
труда.
Но, что делать в кризис, когда материальные ресурсы ограничены, а
стандартные разработанные схемы поощрения дают сбой. Возможна ли нематериальная
мотивация и насколько она эффективна?! Вот некоторые примеры того, как пытаются
разрешить эту дилемму руководители некоторых фирм.
Флажок
в руки
В компании «Брок-инвест-сервис», к примеру, была разработана
программа мотивации из 7 шагов. В течение года сотрудники отдела продаж соревновались
в следующих номинациях: за успех, за результат, за настойчивость, за динамику,
за достижение, за волю к победе (в этой номинации оценивалось количество
клиентов, по которым прошли сделки) и за профессионализм. В конце года был
подведен итог, и тот, кто набрал большее количество флажков и стал победителем.
Приз был такой: сувенир из черного металла с надписью «Лучший менеджер», но был
еще и дополнительный подарок, о котором сотрудники не знали - это жемчужный комплект (ожерелье, серьги и
кольцо) стоимостью около 60 000 руб. Так, что как не крути, а выигрывать всегда
приятно. А вообще Ольга Бекунова, директор департамента компании
«Брок-инвест-сервис» считает, что мотивация – как клавиатура: в зависимости от
ситуации на ней можно сыграть любую мелодию.
А в период кризиса важна работа всей команды, а не
отдельного отдела, к примеру, менеджеров по продаже. Только координация всех
усилий, идей, предложений и способов может дать результат.
Вырасти
в цене
Вырасти как профессионал своей области, своего дела. Многие
компании, например инвестиционная группа «Абсолют», компания «Северсталь»
и др., убеждены, что поощрять работника
можно и без прямого денежного вознаграждения. Ведь человеку не менее важно,
публичное признание его заслуг, его статуса, а уж премии могут идти как
приложение. А еще можно привлекать интерес работника, позволяя участвовать ему
в тех проектах компании, которые ему лично кажутся наиболее интересными, проходить обучение за счет компании и т.п.
Возможно, создав для человека комфортные условия работы,
сделав ее интересной для него, вы
сможете добиться не менее эффектного результата. Ведь часто, особенно на
первоначальном этапе развития многие проекты, компании и т.п. представляют
собой группу энтузиастов, которые за минимальную заработную плату, работаю по
десять часов в день.
Управление
эмоциями
При таком подходе работодатель выступает в роли психолога.
Человеку важно, чтобы его слушали, могли оценить его старания, выделить каким –
то образом. Понятно, что никто не предлагает приходить на работу и вешать на
дверях табличку «прием начался», и до самого вечера решать проблемы своих
подчиненных. Достаточно просто хотя бы порой интересоваться как у них дела,
если сотрудник заболел поинтересоваться, пусть и по телефону его самочувствием
и т.п. Можно проводить раз в месяц собрания, где будут обсуждаться не только
результаты работы, но и условия.
Способов и подходов может быть много, это
зависит как от самого руководителя, так и количества его сотрудников, понятно,
что в фирме, где работает пять человек гораздо проще установить личный контакт,
чем в фирме, где их работает 25.
Многие владельцы компаний вовсе считают это глупостью и
пренебрегают психологическими моментами. Просто, общение и внимание понижают у человека уровень тревожности, что
позволяет сотрудники чувствовать себя лучше в эмоциональном плане. А так, как
мы все живые существа, то умение управлять своими эмоциями, чувствами весьма
важно. И работодателю будет совсем не лишним уметь справляться не только с
собственными переживаниями, но и уметь в нужный момент подбодрить своего
подчиненного.
Конечно, как и в любом другом деле, в области мотивации
лучшего результата можно добиться лишь сочетая элементы различных подходов,
возможно вырабатывая свой, исходя из
личного опыта и предпочтений сотрудников. Просто не стоит забывать, что кроме
материального вознаграждения, можно применять и другие механизмы поощрения.
1340.