Для бизнесменов весьма важно знать своих конкурентов. Ведь,
знание – это сила. Изучение своих соперников дает не только возможность
подготовить приемы, тактики, которые смогут помочь выстраивать свою концепцию
продвижения товаров, но и перенимать у них полезные техники, внедряя их в жизнь
своей компании.
В последние годы все
более популярным становится такой управленческий инструмент как бенчмаркинг
(benchmarking). В первые свою сегодняшнюю трактовку термин обрел в к.
70-х. Компания Xerox терпела огромные
убытки, и способом решения выхода из сложившейся кризисной ситуации было
решение руководства отправить
управляющих и экспертов в японскую компанию, которой удалось стать безусловным
лидером на рынке копировальной аппаратуры. Эти меры помогли компании Xerox снизить
издержки, повысить производительность труда. После этого случая идея
бенчмаркинга стала широко популярной, но только в последние двадцать лет
получила широкое признание.
Компании
используют бенчмаркинг для того, чтобы
скажем:
- объективно проанализировать свои сильные и слабые стороны;
- наметить или перенять различного рода стратегические
механизмы, позволяющие повысить эффективность работы компании, найти новые
способы выхода продукта на рынок либо повысить покупательский интерес к уже
выпущенным;
- более того бенчмаркинг позволяет постоянно следить за
конкурентами, что позволяет избежать неожиданных сюрпризов.
Выделяют следующие типы бенчмаркинга:
Внутренний
–
суть его заключается в анализе работы
подразделений внутри компании, выявление новых подходов, тактик, их
распространение, а так же устранение каких – либо недостатков.
Конкурентный
—
деятельность направлена на сопоставление работы своей компании и компании –
конкурента, возможна преемственность опыта.
Межотраслевой
—
рассмотрение работы компаний в схожих сферах или по схожим параметрам.
Думаю, что многие, читая, решили, что эта шутка, никто
добровольно с вами информацией делится, не будет. Так – то оно так, но ведь
почти всегда можно договориться. Вы договариваетесь с компанией – конкурентом
об обмене конфиденциальной информацией, по принципу вы нам, мы вам.
Правда, это
весьма сложно, чаще всего приходится пользоваться либо скупой
статистической и официальной информацией,
пытаясь ее расшифровать и проанализировать. Либо прибегать к промышленному
шпионажу, что не весьма лицеприятно.
Но, даже получив информацию, не значит, что вы все так
просто сможете перенести на свою фирму. Между компаниями всегда будет множество
различий в механизмах работы, бухгалтерском учете, масштабах деятельности,
отношений в коллективе. Все относительно, и придется «выуживать» нужные данные из полученных отчетов, которые
не всегда будут вам подходить или казаться эффективными.
Ну и не стоит забывать, что даже копирование стратегии
успешной компании может не привести к желаемому результату. Ведь никто не
отменял правила того, что нужно оказаться в нужном месте, в нужное время.
Когда-то это возможно позволила стать мировым лидерам тем, кем они стали, но
все меняется. Поэтому никто не даст 100% гарантии, что внедряя в свою
деятельность их механизмы, вы добьетесь успеха. Как уже рассматривалось в одной
из статей: бизнесов много, а «фиолетовых коров» известных всем - единицы.
Таким образом, можно говорить, что бенчмаркинг не панацея от
всех проблем, а всего лишь механизм, позволяющий компании следить за своим
положением на рынке, сдерживать нападки конкурентов, черпать новые идеи,
генерируемые как собственными сотрудниками, так и заимствуя у конкурентов.
1227.