Сегодня мало лишь удовлетворить спрос потребителей, нужно еще и заниматься общественно важными делами. Улучшая качество жизни себе и окружающим, а так же таким вот образом привлекая внимание к своему бренду. Все эти мероприятия называются социальным маркетингом или корпоративной социальной ответственностью, но благотворительностью их вряд ли можно назвать.
Появился термин социальный маркетинг еще в 1970-х годах, а сегодня различают три его составляющие:
Фандрайзинг – процесс привлечения денежных средств и иных ресурсов (человеческих, материальных, информационных и т.д.), которые организация не может обеспечить самостоятельно и которые являются необходимыми для реализации определенного проекта или своей деятельности в целом (определение взято из Википедии ). Источниками привлечения ресурсов могут быть: компании; частные лица; фонды; государственные органы.
Спонсорство – наиболее популярно, так как на реальных примерах показывает обществу заботу о нем. Например, в 2008 году компания «Евросеть» провела необычную новогоднюю елку для детей. Развлекали малышей не привычные, но не менее любимые, Дед Мороз и Снегурочка, а самые настоящие байкеры. Зрелище было эффектным и заполнилось надолго.
Стимулирование продаж – все просто и ярким примером может служить сеть ресторанов быстрого питания McDonald’s. McDonald’s ежегодно проводит акции типа, большая часть денег от продажи картошки фри будет перечислена детским фондам. С одной стороны, это действительно так, но с другой акция ведь проводилась не на бескорыстных началах, а желая максимизировать в первую очередь свою прибыль.
Сегодня, особенно в Америке, нельзя пренебрегать социальным маркетингом, если не хочешь разориться. Американцы весьма скептично и жестко относятся к социально безответственным компаниям. В России проблема немного другого характера. Там люди вообще не очень доверяют благотворительным фондам, и повысить доверие может лишь логотип известной и любимой россиянами фирмы рядом с названием благотворительного общества.
Ярким примером благотворительности, но все же с социальным акцентом, является организация Product Red. Свою продукцию в ней представляют такие производители как Apple, Armani, Microsoft, Dell, Motorola, Gap, American Express и другие. Часто, деньги, которые тратятся на рекламу продукции, превышают ту сумму, которая после отправляется на благотворительность. Но с другой стороны, если бы деньги просто были перечислены в фонд, то об этом никто бы не узнал, хотя деньги действительно тратятся на благое дело: борьба со СПИДом в странах Африки. Поэтому лучше уж потерять в деньгах, но приобрести в покупателях.
Сегодня социальный маркетинг это схема: Проблема – решение. Скорее всего, ближайшие несколько лет основной акцент будет поставлен на экологических проблемах, проблемах экономического неравенства, наркомании и СПИДа, возможно даже коррупции. С одной стороны, назвать корпорации такими уж борцами за жизнь и справедливость нельзя, все же каждая преследует свой интерес. Но лучше уж так, чем вообще ничего не делать, а лишь сетовать на то, что все плохо.
1289.