В 1927 году General Motors был основан первый корпоративный университет Engineering and Management Institute. На сегодняшний день тысячи компаний имеют подобные университеты, например Disney, McDonald’s, а самым известным считается Hamburger University.
В России первые корпоративные университеты были открыты в 90-е годы, благодаря компании Coca-Cola. И только в 1999 году «Вымпелком» открыл истинно отечественный университет «Билайн». В рамках данного университета, как и в обычном вузе, проходят лекции, правда ведут их бизнес – тренеры и менеджеры компании, пишутся контрольные работы, существует даже конкурс при поступлении. Конечно, российские аналоги отстают от западных, но шаги навстречу уже сделаны. Как правило, корпоративные университеты мог обучать не только своих сотрудников, но и персонал других компаний, зарабатывая, таким образом, дополнительные деньги.
Корпоративные университеты появились в свое время с целью передачи знаний от одних сотрудников к другим; обучение тем знаниям, которые действительно нужны для работы в компании; повышения образовательного уровня работников и в какой-то мере даже удержание сотрудников. К особенностям подобных заведений стоит отнести то, что знания здесь не приурочены к конкретному моменту, ситуации, они поступают непрерывно и затрагивают различные аспекты трудовой деятельности. Хотя в российских корпоративных вузах обучение чаще всего проводиться систематически, т.е. в тот момент, когда возникает острая потребность в знаниях относительно чего - либо.
Чаще всего организовываются корпоративные университеты двумя способами: либо средствами и силами самой компании, можно привлекать бизнес – тренеров со стороны, этот вариант наиболее распространен; либо же налаживаются контакты с классическим вузом, где можно позаимствовать программу обучения, преподавателей и т.п.
Современные тенденции таковы, что корпоративные университеты все чаще становятся виртуальными, сокращая расходы на помещение, время собрать всех в одном месте и одно время, канцелярские принадлежности и т.п. К тому же сотрудники теперь могут проходить курс обучения, находясь в любой точки земного шара, главное, чтобы бал доступ в интернет.
Что касается нашей страны, то у нас и вправду есть лишь подвижки, и чаще всего обучение для сотрудников организовывают все же частные компании, и то филиалы иностранных фирм в Беларуси. У нас все еще распространены разного рода тренинги, которые забавны, но насколько эффективны, сказать трудно, так как многое зависит от того, кто их проводит. Есть у нас и обучение за счет компании, но это тоже немного не то, что предполагает корпоративный университет. Так что, нам есть о чем задуматься и что перенять у соседей.
1448.