Сфера медицины всегда прельщала бизнесменов. Ведь это именно
тот бизнес, который будет востребован всегда и в любых условиях. Рынок платных медицинских
услуг растет с каждым годом. На
сегодняшний день в Минске насчитывается около 136 коммерческих медицинских
учреждений.
Медицинский центр «Кватромед» начал свою работу около 2 лет
назад. Первоначально работа велась по 4
направлениям: хирургия, урология, гинекология и УЗИ – диагностика, сейчас
осталось только 2: гинекология, УЗИ – диагностика. О том, как все начиналось и что нужно, чтобы
занять свою нишу в медицинском бизнесе нам рассказал владелец центра – Куликов
Юрий Петрович.
Добрый день. Юрий
Петрович, скажите, как пришла идея заняться бизнесом и почему именно в данной области.
Связано ли это как – то с Вашим образованием?
- Вы знаете, у меня три высших образования, а медицинскую
специальность, к сожалению, не освоил. Но работал в этой сфере, занимал
должность коммерческого директора в компании, занимающейся продажей медицинских
имплантатов в тазобедренные суставы. После меня пригласили принять участие в
проекте в изготовлении медицинских препаратов, и это оказалась мне интереснее и
ближе, все – таки инженер по профессии. А открыть центр уговорил мой коллега и
друг, профессор и талантливый хирург, его очень ценят у нас, очереди
выстраиваются на прием.
А почему выбрали
именно такое название, оно что – то символизирует?
- Первоначально наш центр специализировался на 4
направлениях. Но хирургия и урология вместе взятые приносили меньший доход, чем
гинекология и УЗИ – диагностика. Да и
для хирургических процедур требовались помещения с немаленькой площадью, а
аренда стоит дорого. Вот мы и пришли к выводу, что в нашей стране эти направления
еще не востребованы. Если возникают какие – то серьезные проблемы, то люди
ложатся в стационар, не рискуют. А различного рода косметические услуги
пользуются спросом у незначительной части людей. Вот и остался от нашего кватро, домед, но название менять не стали.
Сколько времени Вы
затратили на реализацию своей идеи об открытии центра? И какие пришлось
пройти шаги на пути к этому?
- Где – то 4-6
месяцев, это нормальный срок. Спрашивал у коллег, редко кому удавалось быстрее.
Трудности были с подбором помещения, так как необходимо соблюсти ряд
требований: соответственная площадь,
освящение, подвод воды, вытяжки и т.п. Свое нынешнее помещение мы нашли по
объявлению. Раньше здесь была крупная аптека, но видимо по причине дорогой
аренды, площадь занимаемого помещения пришлось сократить. Образовалось
несколько свободных помещений, которые и были распределены между различными
медицинскими учреждениями. Так нашими соседями сейчас являются:
стоматология «Доктор Смайл»,
офтальмология «Ком Тар - Сервис» и ортопедический салон «Орто Стиль». Так что, образовался такой мини комплекс
медицинских услуг по одному адресу, что
весьма удобно для посетителей. После занялись покупкой оборудования. С этим
проблем нет, выбор большой, правда «цены кусаются». Самый дешевый аппарат стоит от 300 – 500$, а
самый дорогой – $до 35тыс.
А стоит ли покупать
б/у оборудование?
- Если это шкаф из
нержавеющей стали или скажем кушетка, то да. Но оборудование, которое вы
используете для диагностики и обследования, лучше покупать новое. Тем более, что оно постоянно модернизируется.
Расскажите, как
подбирали персонал, были ли с этим какие
– то проблемы? Чему сейчас в среднем равна зарплата врача?
- Проблем при подборе
персонала не было. Как я уже говорил, мой друг, который подвиг меня на открытие
своего дела, практикующий врач. Он привел с собой группу специалистов, а уже
дальше те рассказали своим знакомым и так далее. По мере работы центра,
раскрутки, сами специалисты стали звонить и искать возможность подработки. На
данный момент в центре работает 7 человек, все по совместительству. Средняя
заработная плата у нас где
– то на 30% выше, чем в государственной больнице.
Безусловно, есть административный персонал, бухгалтер.
А саму лицензию
получить сложно?
- В принципе нет. Требует временных затрат, ну и соблюдение
всех требований к помещению со стороны санстанции. Дают лицензию сроком на 10
лет.
За что лишают
лицензии и часто ли это происходит у нас?
- Могут лишить, если
будет установлено несоблюдение прописанных требований, ну или приостановить деятельность за антисанитарию. Соответственно вы устраняете все недостатки и
продолжаете дальше работать. У нас случаи лишения встречаются крайне редко.
Как Вы считаете,
лучше начинать на своих деньгах или приемлем банковский кредит? Каков должен
быть первоначальный капитал?
- Все
индивидуально. Я вкладывал и свои сбережения, и кредит в банке брал. За года 2
-3 потраченные деньги окупаются. Я не знаю примеров, когда кто – то не окупил
бы свои деньги в нашем бизнесе. Стартовая сумма зависит от того, что Вы хотите открыть: для стоматологии
нужно в среднем 40 -50тыс. $, для
гинекологии – 10 -20 тыс.$ на начальном
этапе.
Какие рекламные ходы
Вы используете для привлечения клиентов?
- В первую очередь -
это почтовая адресная рассылка. Так же размещаем объявления в наиболее
тиражируемых бесплатных газетах, например «Минск на ладонях», «Из рук в руки» и
т.п. На первых этапах вели учет того, из каких источников клиенты узнают о
нашем центре чаще всего, поняли, что газеты и почта наиболее эффективны.
Что Вы можете сказать
о конкуренции в Вашем бизнесе?
- Минск город
большой. В каждом спальном районе должно быть по два центра, поэтому свободные
ниши еще есть.
Какие «подводные
камни» еще есть у этого бизнеса?
- В нашем деле
многое зависит от места расположения. Если добираться до медицинского центра
далеко, или район офисных центров, врачи неквалифицированные, то центр
раскручиваться будет дольше. Он все равно будет функционировать, на это уйдет
больше, времени, сил и денег.
Какие перспективы Вы
видите для себя?
- Вообще у нас
существует спрос на хороших терапевтов, эндокринологов, детских врачей. Но так, как я все - таки не медик, да и
небольшому центру не просто существовать, то решил продать. Надеюсь, внимание
обратит какая-нибудь крупная сеть и включит наш центр в свой состав. У них
больше возможностей, лучше налажены рекламные компании, поэтому они просто
могут расширить свое предприятие. Привлекать еще больше клиентов, увеличивать прибыль.
Скажите, отразился ли
на Вашем бизнесе экономический кризис?
- Ну… Цены
поднимать нельзя, так как они фиксируются министерством здравоохранения.
Доходная часть не растет, вот и приходится идти на ухищрения: новые услуги, акции
и т.п. А еще зарплату работникам поднимать надо, увеличиваются коммунальные
платежи, стоимость арендной платы. Думаю, часть клиентов потеряется: останутся
те, кто уже хорошо знаком со специалистами, знают как мы работаем.
А кто чаще приходят:
мужчины или женщины?
- (улыбается) Конечно, женщины, в возрасте
от 20 до 40 лет. Мужчина приходит только тогда, когда тянуть дальше некуда.
Как Вы считаете, где
лучше лечат, в государственных поликлиниках или частных центрах?
- В платных лучше, правда, цена должна быть разумной. В
государственных больницах «массовый» подход ко всем, а частные центры
внимательны к каждому пациенту.
Как Вы относитесь к
распространенному стереотипу о том, что в частной клинике пациента будут
лечить, пока у него есть деньги?
- Как Вам сказать. Цена должна быть соотнесена с качеством.
Есть, конечно, так называемые vip – клиенты, которым предлагают все возможные
новинки. Но в большинстве случаев происходит следующим образом: человек
приходит, его обследуют, лечат и счастливого отпускают домой.
Какие советы можете
дать новичкам?
- Врач – специалист – не новичок. Он умеет лечить, и
открытие своего собственного центра для него идеальный вариант. Если же человек
не имеет медицинского образования, никогда в этой сфере не работал, то лучше
всего открыть какой-нибудь солярий, косметологический кабинет. Ведь в медицине
принцип: не навреди, существует врачебная и юридическая ответственность.
Поэтому, если новичок все же решается заниматься этим бизнесом, то ему нужен
хороший менеджер.
1581.