Делимся
опытом, строим прогнозы…
На этой неделе в Минске проходит Всемирная неделя
предпринимательства в Минске. Вообще
такое мероприятие проводится шестой год
подряд, но в Беларуси впервые. Это весьма символично, поскольку 2011 год
объявлен годом предпринимательства в нашей стране. В этом году 123 страны
принимает участие в различных форумах, конференциях, круглых столах.
Началось мероприятие с приветственных слов. Что приятно, первой право выступить было
предоставлено женщине, Татьяне Маринич,
руководителю Центра деловых коммуникаций «БЕЛБИЗ». Татьяна начинала свою
карьеру в Министерстве внешнеэкономических связей, с должности консультанта,
а затем стала начальником отдела в Азии, Африке, Америки. После она работала в
сфере консультационного развития частного сектора. И лишь после окончания
Мадридской бизнес – школы , она
решила открыть собственное дело.
Татьяна начала свой доклад с попытки дать определение
понятие предприниматель. Она считает, что предприниматель – это человек,
который умеет рождать новые решения, находить новые пути решения, способен идти
на риск. В своей речи она говорила о необходимости стимуляции
предпринимательства, обращения внимания на частный сектор. Ее были предложены составляющие бизнес –
климата.
Бизнес – климат
- это простые и понятные правила игры
для всех. Составляющие:
- экономические стимулы
- желание государства стимулировать бизнес развитие
- готовность самого населения участвовать в бизнесе.
Основные проблемы на сегодняшний день – это инфляция,
ограниченный доступ к финансам, проблемы в вопросе регулирования рынка. Вот три сценария, которые Татьяна предложила
на рассмотрения, все исходят из учета нынешней экономической ситуации.
Первый сценарий:
Пройдет волна банкротства, отток бизнеса из страны, снижение платежеспособности,
налоговые ставки не позволяют конкурировать с коллегами. Уедут лучшие, и в
основном уедет малый бизнес, который сейчас дает 30% налоговых сборов.
Произойдет отток валюты, вывоз капитала вследствие выезда бизнеса.
Второй сценарий:
Привлечение краткосрочного инвестирования, как следствие
символичный рост ВВП, попытка пополнить золотовалютные резервы, и главная
задача в таких условиях – выжить.
Третий сценарий:
Произойдет диалог власти и бизнеса, прозрачна приватизация,
30% ВВП будет составлять частный бизнес, будет полностью реализована Директива
№4, упрощены административные процедуры.
В ходе дальнейшей дискуссии эксперты обсуждали эти прогнозные варианты, высказывали свои аргументы в
защиту своей позиции, говорили, какой сценарий более вероятен.
После Татьяны Маринич
слово было предоставлено Майклу Скенлану,
Временному Поверенному США в Беларуси.
Начал он свое выступление, цитируя Джобса: «Мы находимся
здесь, чтобы внести вклад в этот мир». Затем Майкл так же дал свое определение предпринимательства.
Предпринимательство – это принятие инноваций, свободный поток информации,
налаженные организационные условия. Американский опыт говорит, что
нестандартный, творческий подход – двигатель, способствующий развитию.
Докладчик поднял вопрос о том, что многие идеи просто не доходят до рынка, они
гибнут в среде, которая неспособна принять идею. В то время, как инновации
могут рождаться в условиях, позволяющих это. А основными центрами подготовки
будущих бизнес лидеров являются университеты. Что касается политики США в
области бизнеса, то Майкл говорил о том, что «правительство чувствует себя
обязанным способствовать развитию предпринимательства, как у себя в стране, так
и во всем мире». В США разрабатываются
программы поддержки предпринимательства, включая группы женщин, молодежи, инвалидов.
На этой радужной ноте вступительная часть была завершена, и
началась непосредственная живая беседа.
Бизнес
климат глазами предпринимателей, инвесторов, правительства
Работа секции была организована по принципу круглого стола.
Модератором выступил Макс Якуба. Он является главой Представительства
Международной финансовой корпорации (IFC) в Республике Беларусь и имеет 17 –
летний опыт работы в сфере привлечения инвестиций и развития частного сектора.
В качестве экспертов выступили:
Петр Арушьяни, заместитель директора Департамента по
предпринимательству Министерства экономики.
Владимир Василевский, эксперт в сфере оказания
консультационных услуг по вопросам стратегии и финансов, а так же инвестиционного
банковского дела.
Павел Дайнеко, генеральный директор Бизнес – школы ИПМ.
Основные его специализации – это стратегический менеджмент, реструктуризация
предприятий, трансформационная экономика.
Юрий Зиссер, профессиональный программист, системный аналитик и руководитель
многочисленных проектов. Руководитель УП «Надежные программы» (TUT.BY)
Александр Калинин, председатель ООО «Белорусский союз
предпринимателей».
Вот основные выдержки из беседы, в виде стенограммы.
Модератор: Попробуйте дать определение предпринимателя и
предпринимательства? Опишите ситуацию в сфере бизнеса в Беларуси.
Юрий: Предпринимательство – это дух, это эманация. Скот Макнили когда – то сказал: «Пока вы
сидите в костюмах, ничего не будет». Что
касается Республики Беларусь, то у нас легкость в системе регистрации фирма,
быстро. Правда с налогами все сложно, да и строиться государство не дает.
Т.е.
для Европы не столь важно, во что человек одет, в джинсы, свитер или костюм с
пиджаком, главное, что бы он владел информацией, нес какую – то идею, не боялся
риска. У нас, к сожалению, много формальностей: как в одежде, так и в
законодательстве, постановлениях. (авторское примечание)
Павел: Я приведу определение, данное Шумпетером:
предпринимательство – это способность перекомбинировать ресурсы лучшим
способом, создавать новые идеи, технологии. В Беларуси нет здоровой
конкуренции, нет равных условий для развития частного и государственного
бизнеса, без этого невозможно говорить о каком – либо развитии в принципе.
Государство не должно подавлять частный бизнес, должно быть его активное
участие в экономике не только по вопросам, которые касаются лишь интересов
государственного бизнеса.
Александр: Что
касается первого вопроса, то предпринимательство – это возможность реализовать
свои идеи. Мое мнение: в Беларуси
работать можно, но весьма сложно, не все из задуманного можно реализовать. Перед нами поставлена задача: войти в 30
стран по условиям лучшего ведения бизнеса.
Модератор: Возникает такое ощущение, что в стране, есть
какая – то боязнь частного бизнеса, так ли это? Какова роль малого и среднего
бизнеса.
Петр: Я бы это не
назвал боязнью. Просто долгое время упор делался на развитие крупного бизнеса,
поэтому мы отстали в развитии сфер малого и среднего предпринимательства. Сегодня 1/3 часть населения работает именно в
этих формах, и малый бизнес дают до 20% ВВП (в
Европе, как правило, не менее 70%. – примеч. автора). Мало, но мы планируем
к 2015 году довести эту цифру до 30%.
Павел: Белорусских бизнесменов можно сравнить с аборигенами,
т.е. у них очень сильная закалка; кто выжил – тот молодец. На мой взгляд, самые успешные бизнесы те,
которые не имеют связи с государством. Продукция производится на территории
страны, а реализуется за ее пределами, на европейских рынках. Это так
называемые «неживые чемпионы», т.е. они есть, но о них никто не знает.
Юрий: Мне кажется,
что белорусам присущ консерватизм и «памяркоунасць». И это сказывается на
бизнесе. У него нет поддержки со стороны народа, в большинстве все стремятся
приобрести импортный товар, а не произведенный белорусскими компаниями.
Владимир: Проблема в том, что денег много, а бизнесов мало.
Но без предпринимательства нет развития, нет инвестиций. Важно, чтобы были люди
с амбициями, своим виденьем дела, у белорусов же часто не хватает хватки.
Украинцы, к примеру, сразу начинают тебе демонстрировать презентации и
рассказывать все, что они знают, умеют, чего хотят. Это подкупает. Хотя в
Беларуси есть ряд преимуществ в бизнес – климате. Например, не может возникнуть
ситуации, когда сразу имеются три собственника у одного и того же здания, что
может быть в Украине, России.
Павел: Да, у нас есть некоторые привлекательные условия,
есть люди. Но у нас быть известным – рискованно. Все те, кто говорит, что они
классные – обречены. Хотя сподвижники есть, но народ в них мало верит.
Модератор
предоставляет слово предпринимателем из зала.
Предприниматель:
Вы
поднимали проблему оттока кадров, продажи бизнеса, его переезде, а каком тогда стратегическом развитии мы можем говорить… Что
делать, чтобы этого всего избежать?
Павел:
Хорошие заработные платы, достойные условия жизни, работы.
Макс
Якуба: Необходимо развитие частного сектора. Пусть развивается,
пусть устанавливает такие заработные платы, которые считает нужным для
сотрудников.
Петр: Создание
конкурентной среды, равенства форм
собственности. Либерализация, шаги на пути к этому уже сделаны: упрощенный порядок регистрации, сокращение
видов лицензирования, снижение видов отчетности и т.п.
Павел: Одних
реформ мало. Нужны активные действия: доступ к участкам, энергетики, увеличение
скорости открытия, создание промышленных зон, инфраструктур.
Юрий:
Уезжают программисты, у которых зарплата в у.е., а расходы в белорусских
рублях. Они уезжают не из – за денег, а из-за неопределенности, которую нужно
снять и не создавать.
Подводя итог всей дискуссии, можно отметить, что все
эксперты схожи в одном, что нашей экономике нужны «оздоровительные мероприятия».
Нужно развитие конкурентной среды, единых правил игры. Нам необходимо
привлекать инвесторов, но для этого надо им дать определенные гарантии.
Во-первых, надо снять завесу неопределенности, когда можно будет строить
какие-то прогнозы на будущее, а не гадать, что будет через неделю. А во –
вторых, не однократно звучало предложение о необходимости приватизации земли,
что пока невозможно. Государство должно не только вырабатывать эффективные
механизмы управления, оно должно стать
на позиции бизнесменов, вести диалог с предпринимателями. Для начала, по словам
многих предпринимателей, было бы не плохо полностью воплотить в жизнь Директиву
№4.
2772.