«Во время кризиса люди стараются сэкономить на многих вещах. К примеру, те, кто раньше предпочитал сходить поужинать в кафе или ресторан, сейчас чаще стараются покушать дома. Наше же кафе ориентируется на продажу алкогольных напитков, а менталитет русского и белорусского народа таков, что пить нужно в компании. Так что кризис на нашем бизнесе особо не отразился».
Сегодня я расскажу вам о небольшом кафе в самом центре города, которое является излюбленным местом встречи молодежных компаний и иностранных гостей столицы. А кто может лучше всего поведать о заведении, если не сам хозяин.
Добрый день, Вадим Юрьевич. Рада, что вы нашли время для встречи. И для начала хотелось бы узнать, почему Вы решили стать предпринимателем?
- Добрый день. Вы знаете, идея родилась технически. Я работал во многих зарубежных компаниях, скажем так, перенимал опыт. Грянул кризис, и я решил, что нужно создать что-то свое, чтобы ни от кого не зависеть. Вот так и стал бизнесменом. На сегодняшний день я работаю в сфере недвижимости и общественного питания.
С последнего, пожалуйста, поподробнее, расскажите немного о первоначальных шагах в этот бизнес?
-Родилась идея создать бар европейского типа, не выхолощенный, с дружеской атмосферой. Особых сложностей на этапе открытия не было, так как давно пользуюсь услугами юридической компании, налажены хорошие взаимоотношения с сотрудниками. Самое сложное – это помещение: искали года два. Во-первых, волновало место расположения, во-вторых - размер. В среднем, оптимальная площадь для открытия не менее 30 кв.м. В итоге нашли компромиссный вариант, сделали ремонт и т.п.
Вадим, в Минске в принципе немало кафе, баров, чем Ваше кафе отличается от других?
- Хорошее место расположения, оригинальный дизайн, классная музыкальная подборка, широкий ассортимент и ценовой диапазон немного ниже среднего по городу. Последнее объясняется тем, что мы все же делаем акцент на молодежь. Это та группа, которая меньше других обращает внимание на деньги. Более того, в кафе в центре в основном приходит немного другой контингент, чем где-нибудь на окраине. Это чаще всего дети богатых родителей, которые хотят получить что-то новое, необычное, исключительное. Поэтому, у нас в кафе, например, никогда не услышите музыку, которую крутит большинство музыкальных каналов, только диджейские записи. Кстати, мы периодически приглашаем в гости ди-джеев. Поэтому важно, чтобы режим работы был как можно более длительным, хоты бы до часов двух. Вообще, наш бар любят иностранцы, они говорят, что чувствуют себя у нас как дома.
А почему Вы решили сконцентрироваться именно на продаже алкогольных напитков?
-Любой бизнес направлен на получение денег, поэтому нужно ставить именно на то, что позволяет максимизировать доход. Смотрите, средний счет за столик в кафе, если подавать кофе или чай с десертом, выразится где-то в сумму 5-6$. Столик, на который подаются алкогольные напитки – 15$. Но это еще не все. Рентабельность продаж алкогольной продукции несравнимо выше рентабельности продаж десертной группы товаров. Получается, что предприятие при сохранении той же посещаемости может получить значительно больший доход.
Персонал – это костяк любого бизнеса. У Вас какие-то проблемы возникали с подбором сотрудников? Как мотивируете к работе?
- Подобрать команду, которая бы устраивала на все 100%, вряд ли удастся. Но сделать так, чтобы команда работала слажено вполне реально. Понимаете, сфера общепита изначально криминализирована в том плане, что все знают, что персонал подворовывает. Кто пытается отслеживать чуть ли не каждый шаг, чтобы никто ничего и не куда. Но всегда приходиться чем-то жертвовать. Я считаю, что лучше направить эти силы на что-то другое. Мы наладили с сотрудниками партнерские, доверительные отношения. Они выполняют требования, которые предъявляем мы, а мы соответственно идем на уступки, когда что-то требуется им. Работа эффективна тогда, когда две стороны видят перспективу и четко идут к намеченной цели.
Конкуренция всегда острый вопрос. Что Вы делаете для привлечения клиентов?
- Кстати, сейчас с конкуренцией стало проще. Не знаю точных причин, но ряд заведений закрылись, так что уровень снизился. Что качается посетителей, то мы тесно сотрудничаем со специализированным журналом о спиртных напитках «Культура питья». Причем они как-то сами на нас вышли, так что каких-либо финансовых затрат мы не несем. Мы распространяем их журнал, а публикуют на своих страницах информацию о нашем заведении. Такое вот взаимовыгодное сотрудничество. Кроме того, так как мы все же делаем ставку на молодежную аудиторию, то создали группы в социальных сетях. В принципе именно они и обеспечивают нам основной поток клиентуры.
Вадим, я знаю, что Вы выставили кафе на продажу. Почему Вы решились на такой шаг?
- Повторюсь, но скажу, что всегда нужно чем-то жертвовать, чтобы добиться большего. Сейчас, вместе со своей командой, готовимся к открытию нового заведения общественного питания. Большего по площади, и, возможно, с круглосуточным режимом работы. Помещение сложное, требующее большого количества согласований и серьезного ремонта. Если бы не дороговизна кредитных ресурсов на сегодняшний день, то, разумеется, и не подумывали бы о продаже кафе. А вообще вложение во время кризиса в торговлю и ориентированный под конкретную целевую аудиторию общепит самое верное. Я бы, к примеру, если бы не занялся продажей кафе, сконцентрировался бы на расширении дневного ассортимента, организовал бы летнюю террасу, возможно, пристроил бы второй уровень, так как потолки высокие и реально есть возможность. Так что было бы желание работать, а придумать можно многое. Думаю, что тот, кто купит кафе через 2 – 2,5 года полностью окупит свои вложения, что весьма для данной сферы хорошо.
Вы, как человек с опытом, как считаете: лучше покупать готовый бизнес или же создавать с нуля?
- Если нет базовых знаний, то лучше вообще не начинать. Понятно, что все знать невозможно, но то, чем планируете заняться, все же лучше изучить. Я, скорее сторонник покупки готового дела, так как это позволяет избежать ряда процедур, которые требуют времени и сил. А так механизм отлажен, главное, чтобы специалисты работали хорошие, и все пойдет своим чередом.
Ну и самое важное, Вадим, скажите честно, ваша работа приносит Вам удовольствие?
- Честно? (смеется)
Конечно же, да. Ведь самое главное, чтобы дело было в радость, тогда и силы и желание работать всегда есть.
- Вообще, мечтаю выйти на пенсию и путешествовать. Люблю путешествовать, и свой бизнес дает для этого гораздо больше возможностей. Здесь нет фиксированного потолка, если не бояться, то можно многого добиться. Не все получается сразу, но если работать, то успех придет. Вера и знания творят чудеса.
1642.