Франчайзинг (договор комплексной предпринимательской лицензии) - это письменное соглашение, по которому одна сторона (правообладатель, франчайзер, франчайзор) обязуется предоставить другой стороне (пользователю, франчайзи) за вознаграждение на определенный в договоре франчайзинга срок либо без указания срока комплекс исключительных прав (лицензионный комплекс), включающий право использования фирменного наименования правообладателя и нераскрытой информации, в том числе секретов производства (ноу-хау), а также других объектов интеллектуальной собственности (товарного знака, знака обслуживания и т.п.), предусмотренных договором франчайзинга, для использования в предпринимательской деятельности пользователя.
В пакет договора франчайзинга входит:
Как и любой вид бизнеса, франчайзинг имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Рассмотрев и сопоставив их, можно составить картину особенностей этого бизнеса.
Преимущества для покупателя франшизы:
В этом пункте можно лишь добавить, что перед покупкой франшизы нужно провести маркетинговое исследование востребованности предлагаемого продукта. Например, вы собираетесь купить франшизу известной и дорогой марки одежды. Т.к. богатые люди есть везде, то стоит лишь проверить конкурентов по этой области.
В случае покупки франшизы мы покупаем готовый, годами проверенный бизнес. Все возможные риски также вам объяснит продавец франшизы, потому что он заинтересован в получении вами выгоды. Однако стоит лишь учесть риски, основанные на различных законодательствах и налогообложениях. А также непредсказуемым фактором является мода и предпочтения людей.
Здесь имеется в виду получения кредита для начала и развития бизнеса, или поиск инвестиций.
Дело в том, что при покупке франшизы в договоре обязательным пунктом будет обозначено где вы будете вести свой бизнес. Таким образом, убирается почти все возможные варианты конкуренции с продавцами аналогичных товаров или услуг в данной области.
Кроме рекламы бренда по всему миру, реклама проводится и в стране, заключившей договор франчайзинга. Поэтому отсутствие затрат на рекламу это большой вклад в бизнес.
Такой интересный подход можно объяснить фразой «Проще научить с нуля, чем переучивать». Тут мы имеем дело с полным дуплицированием как схемы работы, так и самого продукта. Поэтому, человек, знающий и пытающийся «вставить свои пять копеек», будет в такой системе чувствовать себя здорово ущемленным.
Внимательно посмотрев на последний пункт преимуществ, видим и первый недостаток. Ведь, по сути, предприниматель это человек свободный, а такая схема не дает «полета фантазии». После изучения темы франшизы, у меня например, возникла ассоциация с работой по найму, с разницей лишь в возможностях заработка.
Недостатки для покупателя франшизы:
Тут можно лишь добавить, что ваши обязанности будут полностью прописаны в контракте. Из чего делаем вывод, что то, что не прописано делать разрешено.
Оплата так же прописывается в договоре и может быть как разовой, регулярные отчисления, так и то и другое (микс). Тариф оплаты может зависеть от вашей прибыли или наоборот быть постоянным.
Например, вы многие годы можете с успехом и хорошей прибылью работать, пока где то в другом месте сделают оплошность (плохо оказанная услуга, либо вредная химическая добавка к пище и многое другое).
И в виде вывода выскажу свое личное мнение – меня, как человека нового в бизнесе, идея открыть бизнес по франшизе очень заинтересовала. Это именно та сфера, где можно начинать без вложений и первоначальных знаний. Про вложения поясню – кредит на старт бизнеса по франшизе охотнее дадут, т.к. результат такого бизнеса легче предсказать (по сравнению с «бизнесом с нуля» например).
Данная статья подготовлена на основании материалов семинара «Бизнес по франшизе и покупка готового бизнеса. Минимизация рисков», организованного ООО "Мастерская своего дела "Абзац", проведенного сотрудниками компании «Бизнес для вас» и заместителем директора юридической фирмы ООО «Дэлойерс» Максимом Черняком.