Еще не принято окончательное решение о том, как будет выглядеть минский небоскреб ОАО «Газпром», а автобусы с автовокзала «Московский», занимающего приглянувшееся россиянам место, уже готовы удалить чуть ли не завтра. По крайней мере, столичные транспортники уже проработали вопрос перераспределения маршрутов на другие вокзалы и автостанции.
Обозреватель портала www.interfax.by узнал подробности «великого вокзального переселения».
Автовокзал «Московский» сравнительно молод: он был спроектирован в 1980 годах, строительство начато в 1990-м, однако из-за трудностей с финансированием работы затянулись, и в результате комплекс был сдан в эксплуатацию в 1999 году. А в 2002-м авторы проекта, Николай Наумов, Сергей Рушев и Леонид Волчецкий, были удостоены Государственной премии Республики Беларусь «за оригинальную архитектуру гражданских, промышленных сооружений в городе и на селе».
Расположенный в стратегически удобном месте — на пересечении проспекта Независимости и улицы Филимонова, «Московский» обслуживает международные, междугородные и пригородные рейсы московского и витебского направлений. Пропускная способность — 15 000 человек в сутки. На территории автовокзала есть диспетчерская станция и разворотное кольцо автобусов и троллейбусов.
Спустя десять с небольшим лет и оригинальная архитектура, и важность объекта были отодвинуты на второй план. На первом плане появился важный инвестор — ОАО «Газпром». В 2012 году была озвучена идея постройки в Минске многоэтажного офиса компании. И не где-нибудь, а на месте автовокзала «Московский».
От столь представительных инвесторов у нас отмахиваться не принято. А потому, опять-таки в прошлом году, на различных уровнях рассматривались два варианта судьбы вокзала — либо снос, либо перепрофилирования в рамках будущей застройки. А транспортники, не дожидаясь окончания конкурса проектов, уже подготовили «пути отступления», предложив альтернативную схему пассажироперевозок — без участия «Московского».
В первой половине 2012 года, когда о строительстве высотки Газпрома говорили в будущем времени, озвучивались различные варианты «перепрописки» рейсовых автобусов, убранных с автовокзала «Московский». В частности, в апреле прошлого года председатель Мингорисполкома Николай Ладутько в одном из интервью предположил, что «междугородные маршруты в состоянии принять автовокзалы «Восточный» и «Центральный». А чтобы удовлетворить запросы пассажиров, отправляющихся в пригород, «нужно лишь дооборудовать автобусные станции на улицах Карбышева и Руссиянова». Сам же автовокзал «Московский», по словам мэра, «сегодня загружен менее чем на 60%».
В марте 2013-го транспортники, не дожидаясь, когда их попросят с насиженного места, проработали свой план переброски автобусов на другие вокзалы и автостанции.
— В случае закрытия «Московского» автобусы Логойского и Московского направлений без изменения количественного состава планируется отправлять от диспетчерской станции «Калиновского», — говорит начальник управления организации перевозок ГП «Минсктранс» Сергей Ясинский. — Папернянское направление будет обслуживать ДС «Карастояновой». А вот междугородние и международные маршруты предполагается перенести на автовокзал «Восточный»: автобусы будут курсировать через «Центральный», поскольку на последнем не предусмотрен отстой автобусов.
Директор филиала «Минский автовокзал» ГП «Минсктранс» Виктор Половченя считает, что «Московский», построенный в свое время как междугородний транспортный узел, к сегодняшнему дню утратил свое функциональное назначение.
— Изменилась маршрутная сеть города, транспортные потоки, сыграла свою роль автомобилизация населения, — говорит специалист. — Сегодня автовокзал «Московский» обслуживает 297 пригородных маршрутов, 73 междугородних и два международных. Иными словами, доля дальних перевозок оставляет около 20%. А нынешняя загрузка комплекса — всего 24% от расчетной. На содержания вокзала требуются немалые средства. В такой ситуации нельзя сказать, что «Московский» — важный объект транспортной инфраструктуры. В отличие, к примеру, от «Центрального», популярность которого растет с каждым днем.
Транспортники жалуются и на уменьшение количества проданных билетов.
— С 2008 года сокращается объем перевозок пассажиров как по пригороду, так и по межгороду, — говорит начальник управления организации перевозок ГП «Минсктранс» Сергей Ясинский. — По пригородным перевозкам, к примеру, с 2008 года показатели уменьшились в 1,9 раза. В весенне-летний сезон, конечно, наблюдается подъем продаж, а вот в межсезонье, к примеру, пенсионеры стали ездить в пригород реже. Междугородние перевозки также сократились — даже иногородние студенты, учитывая сложившийся уровень тарифов, ездят к родителям не каждые выходные, а раз в три-четыре недели.
Сергей Ясинский отметил, что грустные тенденции не коснулись только международных перевозок. Про его словам, в 2011 году наметился приток пассажиров в страны Балтии, в 2012-м — в Литву и Польшу. «Продажи билетов на эти направления даже выросли», — говорит специалист.
Словом, среди трех вокзалов «Московский» оказался лишним.
Пассажиров в зале ожидания здесь действительно маловато. Даже со скидкой на зимний сезон.
Очередей к кассам не наблюдается. Сотрудники вокзала говорят, что пик пассажиропотока приходится на весну и осень, когда активизируются дачники.
Табло отправлений изобилует «проплешинами».
На перронах тоже в основном пригородные автобусы и микроавтобусы. К сожалению руководители транспортных предприятий правы: из междугородного центра отправлений «Московский» фактически превратился в пригородную автостанцию.
Удастся ли транспортникам без ущерба для пассажиров «рассортировать» автобусы по уже имеющимся станциям? Причем, и те, что отправляются за пределы города, и те, что обслуживают Минск?
— Схема изменения движения проработана без ущерба для пассажиров, — говорит Сергей Ясинский. — Опыт у нас имеется: автостанция «Автозаводская» работает по тому же принципу.
Итак, если «Московский» прикажет долго жить, конечным пунктом городских автобусных маршрутов станет диспетчерская станция «Славинского».
В случае ликвидации разворотного кольца для троллейбусных маршрутов предполагается восстановить троллейбусную линию по проспекту Независимости и улице Волгоградской. Наконец, диспетчерские станции «Калиновского» и «Карастояновой» тоже имеют резерв размещения подвижного состава.
— При необходимости можно будет организовать работу маршрутов, связывающих ДС «Калиновского» и ДС «Карастояновой», — добавляет Сергей Ясинский.
По словам специалиста, в настоящее время проводится работа по созданию эскизных проектов диспетчерских станций, на которые предполагается возложить дополнительную нагрузку. Если понадобится изменить схему движения достаточно оперативно, планируется «бросить все РСУ на их модернизацию».
— Иметь три вокзала на двухмиллионный город — это большая роскошь — считает начальник управления организации перевозок ГП «Минсктранс». — Такого нет нигде в Европе.
В Европе-то может и нет. А в Минске есть. Пока еще есть. Но как только понадобится, его освободят. Обслуживающий персонал не пропадет. «Кого-то задействуем в других местах, кого-то переведем на диспетчерские станции, где будут обслуживаться пассажиры с «Московского». Без работы никто не останется», — говорит Сергей Ясинский.