Покупают бизнес в Беларуси с различными целями. Для одних инвесторов это всего лишь первый шаг к тому, чтобы выгодно перепродать приобретенную компанию. Для других — способ получить доступ на новые рынки, осуществить инновационные проекты или потеснить конкурентов. Но, в основной своей массе 80%, Белорусские покупатели выступают в роли физических лиц. Это родители, которые хотят приобрести предприятие для своих детей, это уволившиеся госслужащие, обычные должностные сотрудники накопившие денежные средства, достаточно часто — мужья для своих жен и любовниц, а также просто временно не работающие предприниматели. Впрочем, несмотря на такое разнообразие, в конечном счете, бизнес покупается для получения инвестором прямой или косвенной прибыли.
Такой дисбаланс связан с тем, что иностранным и крупным инвесторам не хватает экономической стабильности и законодательных гарантий для вложения денежных средств. Кризис и постоянные изменения, редактирование указов, не дает времени адоптироваться к ситуации. Так же немаловажную роль играет и отсутствие развитого рынка обращения акций, где инвесторы смогли бы кооперироваться и приобретать крупные предприятия.
Покупаемость готового бизнеса как нестранно в основном имеет сезонность, и этот пик активности покупателей начинается с марта месяца и идет на спад к середине августа. С чем это связано? Дело в том, что покупатель более расположен к приобретению бизнеса в его сезон (прибыльность), а весна это всегда: начало «стройки» -это строительные организации; начало сезона свадеб, выпускных, весенних праздников -это солярии, салоны красоты, свадебные салоны, ювелирные салоны, парикмахерские, рестораны, кафе; начало весенне-летнего отдыха -это туристические агентства, магазины одежды и обуви, предприятия по производству алкоголя, мороженного, порфюмерии; начало мотто-авто сезона – это шиномонтаж, сто, авто-центры по продаже. И это не все перечисления.
Не смотря на кризис и отношение покупатель/продавец 1 :10, спрос на готовый бизнес остается, это связано с тем, что в докризисные времена люди смогли что-то заработать и накопить, а сейчас как раз настало время для сбережения и вложения в покупку готового бизнеса по не заоблачным ценам. Если раньше до 2008г. с суммой 20 тыс. $ с вами никто даже не разговаривал, то сейчас за эту сумму продаются салоны красоты, туристические агентства, парикмахерские, свадебные салоны, сауны, сто, магазины, и многое другое.
Следствием КРИЗИСНОГО процесса и должно стать значительное падение стоимости продаваемого бизнеса, как горько не стало бы при этом продавцам.